Методическая жизнь

                                                     Мои достижения 2020-21 учебный год



          Мои достижения за 2019-20 учебный год





Гродно. 
Фестиваль педагогического мастерства "Начальная школа:опыт, открытия, творчества( октябрь 2019)







  В помощь педагогам. 

 Тексты по литературному чтению для проверки навыка чтения 4 класс

https://docs.google.com/document/d/1jPWhxoklcupS38OPok-JoEkxIURFKqu6yVuBt-YKttk/edit?usp=sharing

Эфектыўная методыка.Методыка шасцівугольнага навучання( гексы).

Вучні майго класа пабудавалі гексавую мадель на ўроку па тэме "Словы-прадметы"2 клас.

Тэма: Вымаўленне і правапіс слоў з ў
Мэта: плануецца, што к канцу ўрока вучні будут умець успрымаць на слых гук ў і адрозніваць яго ад іншых; ведаць правапіс літары ў
Задачы
;скласці умовы для форміровання і адпрацоўкі навыка напісання літары ў  у словах ; скласці умовы для развівацця  фанематычнага слыху: (засяродзіць увагу вучняў на адрозненні ў артыкуляцыі зычнагагука [ў] і галоснага гука [у]); параўнаць рускія словы і беларускія адпаведнікі з гукам [ў]; узбагачэнню  слоўнікавага запасу вучняў;спрыяць  развіццю мыслення, памяці; садзейніяаць  выхоўванню  беражлівых адносін да прыроды, пачуццё гонару за родную краіну, яе прыроднае багацце.
Ход урока
1. Арганізацыйны момант.

Празвінеў школьны званок,
Пачынаем наш урок.
А дэвіз нашага ўрока:
«Хто без навукі, той як бязрукі».
- Растлумачце гэтую прымаўку.
— Я спадзяюся, што сённяшні ўрок прынясе вам новыя веды, а значыць, і новыя радасці.

2. Праверка дамашняга задання. Практыкаванне № 127, с. 64.
-Якую адгадку мае загадка? Якія ягады яшчэ ведаеце?  Назавіце зычныя гукі ў выдзеленых словах.
3. Хвiлiнка чыстапісання. Гульня "Знайдзі лішняе"
                      аў  еў  уў  яў оў ыў іў
                      Аўторак, рукаў, бусел, хлеў.
- Якія новыя  словы "схаваліся " ў гэтых словах?
4.. Моўная размінка. Тэма урока
Без гэтай літары адной
завые во..к ад гора,
дадому ласта..ка вясной
не прыляціць з-за мора.
                                   (Т. Мятлюк.)
-Сёння на ўроку мы пазнаемімся  з правапісам літары,  якой няма ў рускім алфавіце. Гэта літара.... А дапаможа нам пазнаеміцца з правапісам беларускія жывелы.
5.Назіранне за правапісам у-ў. Складанне памяткі.
- Прачытаем словы у слупках.  Заўважце пасля чаго пішацца у(ў)
павук             леў
касуля           воўк
зубр               жаўрук
                                             
                                Пішу  У-Ў

зычны + У

галосны + Ў
- Чыі адрозніваюцца гэтыя літары даведаемся з правіла на с.

Алгарытм напісання слоў  у-  ў:
1/ Вызначаю папярэднюю літару.
2. Пішу пасля галоснай у.
    Пішу пасля зычнай ў.
6.Замацаванне матэрыалу
- Якіх птушак нашай краіны ведаеце вы?
Прыём "Солоўнікавая арыфметыка" Праца па радах.
1. ЖАБА-БА+Ў+РУКА-А=жаўрук
2. КНІГА+Ў+КА= кнігаўка
3.ЛІСТ-І=А+АЎ+КА=ластаўка
- Даведаемся, у якіх назвах птушак есць Ў з практыкавання   130 с.66
 - Як мы можам дапамагчы птушкам у холодныя дні?
7.Самастойная работа па карткам. Уставіць патрэбную літару ў словах.
- Ведаеце лі вы птушку стрыж? Я прапаную вам цікавыя звесткі пра стрыжа.
·      У стрыжо(у-ў)  до(у-ў)гія  крылы і кароткія ножкі. З ро(у-ў)нага месца яны не могуць узляцець. Таму амаль усё жыццё праводзяць у палёце.
8. Вынік урока. Рэфлексія"Маё слова"

- З якім правапісам пазнаеміліся? Калі пішам Ў у словах . На сцікерах запішы слова з ў.

Рубрика " В помощь педагогу"


CАМОАНАЛИЗ УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ.
Данный урок является … уроком литературного чтения раздела «…». Эта тема очень легко воспринимается моими учениками, так как восприятие и осмысление материала основано на субъективном опыте учащихся. В своей деятельности я стараюсь применять различные формы организации учебной деятельности школьников, в том числе и групповые. Учащиеся моего класса имеют высокий уровень техники чтения (все ученики читают в соответствии с нормами и выше нормы), на каждом уроке я создаю условия для формирования выразительного чтения.
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления нового материала. Решение образовательных задач урока соответствует требованиям программы по литературному чтению для 2 класса начальной школы.
Цели урока следующие:
образовательные: познакомить учащихся с новыми произведениями, способствовать формированию у учащихся целостного представления об основной идее произведений, организовать деятельность учащихся по планированию совместно с учителем изучения новых произведений, организовать деятельность учащихся по восприятию и осмыслению текстов новых произведений, обеспечить осмысление новых слов и понятий «…», «…», «…»;
развивающие: содействовать формированию и развитию учебно-информационных умений и навыков младших школьников: бегло, сознательно и правильно читать, пользоваться различными видами чтения: сплошным, выборочным, комментированным, по ролям, про себя, вслух; создать условия для формирования выразительного чтения: ясного, четкого произношения слов, соблюдение пауз и логических ударений, соблюдение интонации и придания голосу нужной эмоциональной окраски, содействовать развитию коммуникативной культуры учащихся; помочь учащимся осознать нравственную и личностную значимость нового материала;
воспитывающие: содействовать воспитанию в детях чувства сострадания к слабым, заботы о них, способствовать сплочению классного коллектива, содействовать осознанию учащимися ценности дружбы, поддержки и взаимовыручки, помочь учащимся осознать ценность совместной деятельности.
Структура урока полностью соответствует логике проведения заявленного типа урока, так как моей основной организационной задачей являлось создание условий для восприятия, осмысления и первичного закрепления нового материала. На мой взгляд, такие условия были созданы на проведенном уроке. Отобранное содержание урока, оборудование урока, организация активной мыслительной деятельности учащихся на всех этапах урока, индивидуальные, групповые и фронтальные формы организации учебной деятельности школьников, применение словесных, визуальных методов, работа с учебником, рабочей тетрадью способствовали достижению образовательных целей урока, стимулировали познавательные интересы учащихся.
А чтобы познавательный интерес стал мотивом познавательной деятельности учащихся, я поставила перед моими учениками посильные познавательные проблемы. Для активизации мышления учащихся я использовала систему вопросов по сюжетной линии произведений на основе их субъективного опыта, создавала проблемные ситуации, домашнее задание ученики выполняли по группам, для восприятия материала работал активный визуальный ряд, активно использовался на уроке учебник, рабочие тетради. Использование компьютерных технологий на уроке дало возможность для целостного восприятия детьми нового материала, для построения визуального ряда воспринимаемого.
Особое место на уроке занимает формирование и развитие у учащихся общеучебных навыков. Уровень самостоятельного мышления школьников, их познавательную активность, уровень усвоения и первичного закрепления нового материала я оцениваю как хороший. На мой взгляд, этот урок послужит толчком, опорой для дальнейшей познавательной деятельности учеников. Качественную оценку деятельности школьников я делала по ходу урока. Я думаю, что она послужит стимулом для дальнейшей познавательной деятельности школьников как на уроке, так и во внеурочное время. Для эмоционального восприятия материала я использовала слайды, детские книжки, демонстрационный материал, аудиозаписи, межпредметные связи, что послужило опять же для формирования целостного представления о теме «…». Особый аспект на уроке имел здоровьесберегающий эффект: я постаралась создать ситуацию психологического комфорта для детей, когда каждый ребенок успешен в своем мнении, он не боится высказываться. На уроке применены различные виды гимнастики для глаз, артикуляционная и дыхательная гимнастика.
Возможности учебного кабинета использованы полностью. В кабинете имеется компьютер, магнитофон, поэтому я активно использую аудиовизуальные средства обучения. Учащиеся на уроке были активны, внимательны, работоспособны. Я считаю, что выбранная форма организации учебной деятельности школьников была достаточно эффективной. Были соблюдены с моей стороны нормы педагогической этики и такта, культура общения «учитель - ученик», и рефлексия урока показала яркое эмоциональное восприятие нового материала.
При планировании данного урока были учтены психологические и физиологические особенности детей.
Содержание урока носит развивающий характер, повышается познавательная активность учащихся, воспитываются коммуникативные качества личности. Дети были активны на уроке, настойчиво пытались достичь результата, старательно выполняли задания, проверяли их. В процессе урока у детей воспитывались такие черты характера, как трудолюбие, уважительное отношение друг к другу, целеустремлѐнность, ответственность. Урок способствовал развитию интереса к урокам литературного чтения.
Использование различных методов и форм работы вызвало большой интерес у детей к уроку. С первой минуты дети погружены в деятельность, что способствует обеспечению в самом начале урока высокого уровня вовлеченности и погружения в учебную деятельность. Использование одного из приѐмов развития критического мышления –кластера способствовало систематизации знаний и наблюдений весенних изменений в природе. Это позволило плавно перейти к определению темы урока, обеспечило готовность к следующему этапу работы, включению ребят в продуктивную обучающую деятельность. На уроке происходит развитие мыслительной деятельности: умения анализировать, сравнивать, классифицировать и делать выводы. На протяжении всего урока происходит формирование….
К познавательным навыкам относится - осуществление операций анализа, синтеза, сравнения, классификации для решения учебной задачи. Формируются следующие коммуникативные умения: умение вступать в диалог с одноклассниками, участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения, умение слушать одноклассников, формулировать
собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения. Происходит формирование личностных качеств -положительное отношение к познавательной деятельности.
На уроке формируются предметные умения: умение находить ответы на вопросы учителя, опираясь на ранее полученные знания. Составление синквейна (технология развития критического мышления) способствовало развитию творческих способностей детей, обогащению словарного запаса, стремлению к более точному выражению собственного мнения и позиции. Дети охотно делились своими впечатлениями, умозаключениями с одноклассниками. Словарная работа развивает внимание к авторскому слову, способствует глубокому пониманию произведения, умению работать с толковым словарѐм.
Технология «6 шляп мышления» способствует развитию умения детей анализировать произведение, выражать своѐ отношение к прочитанному, развитию речи обучающихся. Каждый вопрос- учебная задача, для решения которой требуется поисковое, просмотровое и выборочное чтение. Дети глубже вникают в смысл текста, что помогает им выразить своѐ отношение к произведению. На уроке совершенствуется навык чтения, развивается читательская зоркость, обращается внимание на отдельные слова, обогащается словарный запас учащихся. Каждый ребѐнок в этот момент является активным участником обсуждения проблемы. Включение в урок мультимедийной презентации позволило сделать урок насыщенным и иллюстративным, а также способствовало повышению мотивации к учебной деятельности и интереса к предмету.
Прослеживается чѐткость, последовательность всех этапов урока. Все этапы урока соответствовали характеру познавательной деятельности учащихся.
Материал урока носил научный характер. Предложенные задания и все виды работ носили как развивающий, так и воспитывающий характер. По объѐму материал был большим. Дети не испытывали большие трудности в выполнении заданий. Дети работали в парах, в группах, что позволило включиться в работу как учащимся с высоким уровнем развития, так и «слабым» детям.
На каждом этапе урока учитывались индивидуальные особенности и интересы учащихся, уровень их подготовленности. Использованы различные виды контроля на уроке: ученик-ученик (при групповой работе и работе в парах), самоконтроль, ученик –учитель.
Порядок и дисциплина учащихся на уроке поддерживалась организацией, интересным материалом, степенью корректности учителя в отношении детей. Приветствовалась активность детей, поощрялась самостоятельность. Доброжелательный тон, умение контролировать внутриколлективные отношения позволили комфортно чувствовать себя всем детям на уроке.
Перегрузки учащихся на уроке не было, т.к. проведены физкультминутки, чередовались письменные и устные задания. Содержание урока соответствовало требованиям.


Постановка цели и задач урока литературного чтения
            Определение цели осуществляется в соответствии с темой урока. При этом обязательно указывается тип урока: знакомство, обобщение или проверка знаний.
Варианты:
 а) создание условий на уроке для знакомства с творчеством Л.Н.Толстого, его рассказом (басней, сказкой и др.) «Акула»;
б) создание условий для организации читательской деятельности учащихся в соответствии с темой урока.
При определении предметных задач обучающего характера можно использовать следующие формулировки:
1. Способствовать формированию способности полноценного восприятия литературного текста (продолжить работу по совершенствованию навыка эстетического слушания и восприятия художественного произведения).
2. Содействовать формированию (совершенствованию) навыка правильного сознательного и беглого чтения целыми словами.
3. Обучать анализу художественного произведения с эстетических позиций (продолжать работу по формированию читательских умений анализировать художественное произведение).
4. Содействовать усвоению литературоведческих знаний:
а) дать представление о лирике как роде литературы (о жанрах – рассказе, стихотворении и др.);
б) познакомить с разновидностями сказок и их отличительными особенностями; с признаками сказки;
в) наблюдать над особенностями скороговорок, загадок, поговорок, прибауток как особым жанром устного народного творчества;
г) познакомить со структурными особенностями стихотворений (сказок, басен);
д) дать представление о сравнении (метафоре, олицетворении и т.д.);
е) познакомить с ролью изобразительно-выразительных средств языка в тексте художественного произведения.
          При определении предметных задач развивающего характера можно использовать следующие формулировки:
1. Содействовать развитию речевой культуры учащихся (умение давать полные развернутые ответы, продолжить работу по устранению нелитературных слов, формировать умение слышать и исправлять неправильное употребление знакомых слов).
2. Содействовать развитию связной речи учащихся (умение самостоятельно ставить вопросы к прочитанному; упражнять учащихся в пересказе прочитанного (подробном, выборочном, сжатом, творческом).
3. Содействовать развитию выразительности чтения и рассказывания (интонационной выразительности с опорой на авторские ремарки; умения использовать в устной речи и при чтении средства речевой выразительности – темп, ритм, логическое ударение, мелодику, силу голоса, паузы); умение соблюдать правильное речевое дыхание при чтении и рассказывании).
4. Содействовать развитию творческих способностей учащихся.
          Предметные задачи воспитательного характера:

Способствовать воспитанию эмоционально-ценностного отношения к действительности; воспитанию интереса к творческой деятельности; воспитанию устойчивого желания и стремления читать доступную возрасту литературу; воспитанию конкретных нравственных качеств в соответствии с идейной направленностью произведения.



Мастер-класс.
Использование различных художественных материалов и техник при создании работы
Учитель начальных классов
Яковчик Елена Михайловна
        "Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев.
 От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые
питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше
мастерства в детской руке, тем умнее ребенок".
                                                                                         В. А. Сухомлинский   
1. Организация начала и рассадка по своим местам.
         Прием "Выбор цвета" (участникам предлагается встать в круг и выбрать на подносе один из цветов: зелёный, жёлтый, красный, синий…)       
     -Добрый день, коллеги. Для нашей работы я предлагаю Вам занять рабочее место и поможет в этом нам палитра. Выберите палитру-цвет по симпатии.  Займите места в группах.
Теплые цвета
Холодные цвета
Нейтральные цвета
красный
жёлтый
розовый
коричневый
синий
голубой
фиолетовый
зелёный
белый
серебристый
серый
черный

-Выбранный цвет может многое сказать о человеке. Что же обозначает выбранный вами цвет? Ответ на ²Карте 1².

цвет
день недели
что обозначает
гармонирует
тёплые цвета
красный
вторник
цвет самоутверждения и  энергии, активной жизненной позиции.
зелёный, синий,
черный,
 белый
жёлтый
суббота
цвет интеллекта, в нём отражено стремление понять себя и своё место в мире.
зелёный, коричневый, синий,
 черный
розовый
вторник
цвет доброты и сентиментальности
бордовый , коричневый, черный,
серый
оранжевый
четверг
приземляет, погружает в повседневные заботы
белый,
голубой, фиолетовый
коричневый


холодные цвета
синий

пятница
цвет целеустремлённости, он говорит о глубоких раздумьях, внимательности и самоуглубления.
красный,
серый, бордовый,
золотистый
голубой
пятница
цвет мечты и романтики, цвет возвышенности
красный, коричневый,
синий, оранжевый
фиолетовый
пятница
цвет духовности, возвышенных чувств и отношений
серый, каштановый,
зеленый
зелёный
среда
цвет гармонии и стабильности
желтый
серебристый
фиолетовый
нейтральные цвета
белый
понедельник
цвет обновления, стремление к душевной чистоте
красный
черный

серебристый

цвет динамики, движения, живого общения
черный, зеленый,
желтый, голубой
серый

цвет тоски и скуки
Черный, зеленый, красный,
желтый, голубой
чёрный

означает паузу между периодами жизни, может стимулировать отказ от общения
серый
розовый
красный
желтый
  Актуальность.   Развитие творческих способностей играет большую роль в развитии коммуникативной компетенции  учащихся, их умения нестандартно мыслить, видеть предметы и явления с другой стороны. Реализация компетентностного подхода в преподавании изобразительного искусства предусматривает формирование у учащихся ключевых компетенций- личностных, метапредметных и предметных. Поработаем в группах и вспомним градацию компетенций.
личностные компетенции
метапредметные компетенции
предметные компетенции
-наличие эстетических интересов и потребностей;
-художественно- образное мышление;
-наблюдательность;
-воображение;
-рациональная организация деятельности;
-владения культурой общения;
развитие мелкой моторики;
-способность воспринимать, анализировать и оценивать произведения искусства, объекты и явления природы;
-теоретические знания об искусстве;
-применение специальных ЗУН в процессе изображения объектов искусства;

 Рисование является едва ли не самым интересным видом деятельности детей. Оно позволяет ребенку отразить в изобразительных образах свои впечатления об окружающем, выразить свое отношение к ним. Каждый ребенок по своей природе – творец. Но, как правило, его творческие возможности находятся в скрытом состоянии и не всегда полностью реализуются. Перед учителем стоит задача как раскрыть эти способности, какие технологии применить  в своей работе. С целью индивидуализации художественно- творческого  процесса учителю предоставляется возможность сочетать изобразительную деятельность с объёмно- пространственными видами работ (лепкой, конструированием, моделированием),применение и чередование различных материалов и художественных техник ( гуашь, акварель, пастель, пластилин. глина, или тесто и другие нетрадиционные материалы ), что позволяет учащимся получить представление о многообразии средств для создания художественного образа. Нетрадиционное рисование привлекает своей простотой и доступностью, раскрывает возможность использования хорошо знакомых предметов в качестве художественных материалов. 
        Цель: познакомить педагогов с использованием нетрадиционных техник и приемов рисования, направленные на формирование ключевых компетенций у учащихся на занятиях по изобразительному искусству в начальной школе.
          2.Подготовительные упражнения для восприятия темы урока.
-На этом этапе мы познакомимся с подготовительными заданиями, направленными на актуализацию знаний учащихся и восприятие нового материала.
 Прием ²Творчество²содействует формированию воображения и творчества, умение видеть необычное в простом, соотносить предметы с их формой.
-За 1 минуту дорисовать как можно больше предметов на основе какой-то геометрической фигуре. Подсчитать. Осуществляем проверку: ведущий тот, у кого больше предметов.
Данный прием также может  являться переходным звеном к следующему  этапу урока.
-Тема нашего урока ²Натюрморт. Завтрак.² Выберите те предметы, которые можем использовать для составления натюрморта.
!!!Словарь-справочник
·                  Однопорядковый натюрморт -  состоит только из предметов одного вида (яблоки).
·                  Двухпорядковый натюрморт - состоит из предметов двух видов (яблоки + ваза).
·                  Многопорядковый натюрморт -состоит из множества предметов (яблоки + ваза+цветы).
Рубрика «Это интересно знать» А знаете ли вы, что натюрморт –это мертвая натура
Прием ²Калякулы². Найди в ²калякулах² предметы, связанные с темой ²Натюрморт²и дорисуй до многопорядкового натюрморта.
Прием ²Линии²
Перед выполнением работы учащихся знакомят с разнообразием линий.
прямые
пунктирные
волнистые
петлеобразные
спиральные
зигзагообразные
Прием «Мозаика». Следующая работа предполагает индивидуально -совместную  деятельность. Картинка разрезана на части и роздана участникам.  Деталь нужно разрисовать любыми линиями разноцветными ручками (фломастерами, карандашами). По окончанию работы готовые  детали собираются в одну. Получается композиция ²Рыбка².
  -Как вы думаете, какая тема нашего урока. Правильно, ²Подводное царство². Для работы мы будем использовать цветные восковые мелки. В конце наносится фон акварелью.
        Техника «Восковые карандаши + акварель»
При помощи восковых карандашей нужно нарисовать рисунок, а затем разукрасить его акварельными красками Данный вид работы может быть использован при рисовании темы ²Птицы²(«Пейзаж», «Новогодние игрушки»). Где каждый рисует свою птичку, а потом ее располагает на общей кормушке.
Техника «Кляксография»
На бумагу ставится краской клякса или несколько клякс. При помощи трубочки для напитков она раздувается. В результате можно получить очень интересные рисунки
    Техника «Рисование по сырой поверхности»
Мокрой губкой промакивают бумажный лист. Потом наносят на него краской рисунок. В итоге получается размытое изображение. Будем пробовать рисовать весенний пейзаж.
        Техника«Фроттаж»
        Название этой техники происходит от французского слова «frottage» (натирание).
Для рисования в этой технике потребуется лист бумаги, который располагается на плоском рельефном предмете. Затем по поверхности бумаги нужно начать штриховать незаточенным цветным или простым карандашом. Результат - оттиск, имитирующий основную фактуру.
Техника «Расчесывание краски»
    На бумаге необходимо сделать пятна краской любого цвета. После этого берется мелкая расческа и зубьями проводится по пятну. Остаются интересные мазки.
         Техника «Рисование ватными палочками»
         В изобразительном искусстве существует стилистическое направление в живописи, которое называется «Пуантилизм» (от фр. point - точка). В его основе лежит манера письма раздельными мазками точечной или прямоугольной формы.
Принцип данной техники прост: ребенок закрашивает картинку точками. Для этого необходимо обмакнуть ватную палочку в краску и нанести точки на рисунок, контур которого уже нарисован.
          Техника «Рисование солью»
           При изображении любого пейзажа или яркого фона можно использовать соль, чтобы придать фону рисунка красивую текстуру. Фон необходимо посыпать солью, пока краска еще не высохла. Когда краска подсохнет, просто стряхните остатки соли. На их месте останутся необычные светлые пятнышки. Соль придает рисунку причудливые узоры. 
            Техника «Граттаж». Слово “граттаж” произошло от французского «gratter» (скрести, царапать). Для начала работы в этой технике необходимо подготовить картон. Картон необходимо покрыть. Лист картона полностью покрывается воском или парафином, главное, чтобы не было пробелов. С этой целью используется обычная свеча. Затем на него наносится толстым слоем тушь и оставляется на сутки для высыхания. После высыхания берется острый предмет и на основе процарапывается тот или иной рисунок. Попробуем в данной технике выполнить работу «Пасхальное яйцо».
Техника «Монотипия».
 Монотипия сюжетная
На гладкую поверхность(стекло, пластмассовая доска, пленка) наносится слой гуашевой краски. Затем создается рисунок пальчиком или ватной палочкой. Сверху накладывается лист бумаги и придавливается к поверхности. Получается оттиск в зеркальном отображении.
 Монотипия предметная
Необходимо согнуть лист бумаги пополам. Внутри, на одной половине что-нибудь нарисовать красками. Затем лист сложить и прогладить рукой, чтобы получить симметричный отпечаток.
           Техника «Пластилинография»
           Техника, в которой используется пластилин для создания картин с изображением полуобъемных объектов на горизонтальной поверхности. Для поверхности (основы) используются плотная бумага, картон, дерево. Для декорирования изображения можно использовать бисер, бусины, природные материалы и прочее.
   Использованием нетрадиционных техник позволяет учащимся
( -Я буду читать, а вы будете комментировать какую ключевую компетенцию формирует: личностную, метапредметную, предметную)...
  • развивает уверенность в своих силах; =Л
  • развивает пространственное мышление; =Л
  • учит детей свободно выражать свой замысел; =М
  • побуждает детей к творческим поискам и решениям; -=П
  • учит детей работать с разнообразным материалом; =П
  • развивает чувство цветовосприятия, чувство фактурности и объёмности; =П
  • развивает мелкую моторику рук; =М
  • развивает творческие способности, воображение и  полёт фантазии; =Л
  • во время работы дети получают эстетическое удовольствие. =Л



Методические особенности использования современных методов и приемов, способствующих организации продуктивной деятельности учащихся
на учебных занятиях по изобразительному искусству

Учитель начальных классов
Бурвина Елена Николаевна

Успех воспитания и обучения во многом зависит от того, какие методы и приемы использует педагог, чтобы донести до детей определенное содержание, сформировать у них знания, умения, навыки, а также развить способности в той или иной области деятельности.
 Все мы прекрасно знаем, что нет  детей  без  таланта,  а  есть  те,  кто  не  сумел проявить  свои  природные  данные.  Поэтому  задача  учителя  помочь  ребенку  выявить  эти  таланты.
При подготовке к занятиям по изобразительному искусству (как, впрочем, и к любому другому) каждый учитель задумывается над тем, как спланировать урок, чтобы он был интересным и увлекательным, как ненавязчиво научить детей фантазировать и изобретать, как вырастить личность, способную находить творческие пути решения той или иной проблемы?
         Есть в жизни каждого маленького человека что-то такое, о чем советский психолог Сергей Леонидович  Рубинштейн  писал:  «…В  ней, как  в  фокусе,  собираются,  в  ней  появляются  и  через  нее  формируются  все  стороны  психической  жизни  личности».  И это Её Величество Игра. Любая  игра  доставляет ребенку  радость  и  восторг. Каждый  ребенок  любит  играть,  но  не  каждый  любит  учиться. Поэтому использование игровых приемов способствует обучению и воспитанию младшего школьника.
         Предлагаю вам подборку дидактических игр для уроков изобразительного искусства.
         Изучение основных, дополнительных, контрастных цветов и прочее начинается еще в детском саду, а мы с вами эту работу продолжаем.
Игры на развитие цветовидения.
1.     Собираем букет для Снегурочки (холодные цвета) и для Солнечного Лучика (теплые).
2.     Игра «Собери гусеницу» из холодных (теплых) цветов, начиная от самого темного к самому светлому.
3.     Ещё один вариант: среди множества цветов найти зелёные и его оттенки.
4.     Похожая игра. Подобрать любимые цвета Снеговика (холодные) и Солнышка (тёплые).
5.     А это - карточки - арифметические примеры на составление дополнительных цветов из основных.
6.     Другой вариант арифметических примеров.
7.     Художник рисовал осень (или другое время года), разводил краски на палитре. По сочетанию красок на рисунке надо найти эту палитру.
8 Игра с картинками “Из чего состоит пейзаж?”
“Собери пейзаж” из цветных изображений деревьев, цветов, трав, гор, озер, и.т. д, отражающие городской или сельский пейзаж или сезонные изменения в природе
8.    Игра "Назови цвета осени, лета...", или “Времена года”
предназначена закрепления знаний детей о сезонных изменениях природы, о цветовой гамме, присущей тому или иному времени года. Необходимо выбрать цветные карточки, присущие осени, лету, весне, зиме.
9.     Игры на знаний жанров живописи ставят целью закрепление знания об изображении пейзажа, его признаках. Найти его среди других жанров и обосновать свой выбор, составить описательный рассказ, характеризующий выбранный пейзаж.
Для такой игры используются репродукции картин по разным жанрам (портрет, натюрморт, пейзаж). Будет уместным задание назвать жанр живописи.
10.    Игровое заданиеНарисуй портрет". Из предложенных вариантов дети выбирают, "рисуют" эмоции (радость, страх и т.д.)
11.   Из представленных карточек дети выбирают те, которые можно взять для рисования натюрморта (или пейзажа).2 слайда
12.  Игровое задание        "Собери натюрморт". Дети выбирают предметы и красиво составляют натюрморт. 2 слайда
13.  Примеры игры по декоративно-прикладному искусству. Выбираются элементы, например, городецкой росписи (здесь есть и не городецкие элементы) и раскладывают узор на доске. Или назови знакомые росписи.
14.  Знакомство с симметрией организуется с использованием разрезных картинок предметов.
15. При изучении орнамента игра «Сложи узор»
которая способствует развитию эстетического восприятия, чувства ритма, формы, цвета. Уместной будет и командная дидактическая  игра-эстафета “Веселый узор”.
16.  Игра на развитие творческого воображения «Дорисуй»
 17.Настроить детей на собственное изобразительное творчество на тему иллюстрация к сказке, активизировать воображение, оживить в памяти образы поможет игра-викторина “Из какой сказки прилетела птица?”
18. При обучении лепке фигуры человека в движении по воображению, памяти, частично с натуры развитию умения уловить и передать пропорции, соотношения, пластику человеческого тела в объеме поможет игра-пантомима “Живые скульптуры”.
 Ведущий изображает скульптуру какого-либо спортсмена (бегуна, лыжника, боксера, штангиста и др.). Тот учащийся, который первым угадает, какого спортсмена изобразил “скульптор”, становится ведущим.
Приобщать детей к творчеству можно через создание незатейливых иллюстраций к слову.
«Вечно изобретать, пробовать, совершенствовать и совершенствоваться – вот единственный курс учительской жизни», - писал К.Д.Ушинский.
 Не следовать этим словам в нашей профессии просто невозможно.
Такие способы и приемы подачи материала сделают урок ярким и запоминающимся. А мы с уверенностью сможем сказать: на уроках рисования ты лентяев не найдешь.
 Построение урока ИЗО в свете реализации его образовательных, развивающих, воспитательных ресурсов

                                                   Учитель Ботик И.И.
Основной цельюизученияизобразительного искусства согласно требованиям учебной программы является формирование основ художественно-эстетической, духовно-нравственной культуры учащихся, ознакомление с национальным и мировым искусством, развитие потребности в художественно-творческой деятельности.
Важным методологическим условием создания культурного пространства является компетентностный подход, основной идеей которого является субъектность, выраженная  через призму применения полученных учащимися знаний, умений и навыков в практической деятельности и повседневной жизни. Это значит, что педагог должен включить ученикав активную учебную деятельность в ходе урока. Основными принципами деятельностного подхода являются:
• обогащение, усиление, углубление развития учащихся;
• обязательная результативность каждого вида деятельности;
• высокая мотивированность, нравственное обогащение в процессе использования различных средств и видов деятельности.
В учебные программы по учебному предмету «Изобразительное искусство» внесены следующие изменения.
I класс:
- в разделе«Эстетическое восприятие действительности и произведений искусства»уменьшено количество часов на изучение раздела, расширена информация о видах художественных образов, расширен перечень изделий декоративно-прикладного искусства для ознакомления учащихся, увеличено количество произведений белорусских художников;
- в разделе«Практическая художественно-творческая деятельность» увеличено количество часов на изучение раздела, учебная информация об основах работы с разными художественными материалами представлена отдельным подразделом «Освоение технологических особенностей художественных техник», откорректирована тематика практических работ, расширен перечень объектов труда, откорректирован перечень материалов для выполнения практических работ.


II класс:
- в разделе «Эстетическое восприятие действительности и произведений искусства»уменьшено количество часов на изучение раздела, введена тема «Декоративно-прикладное искусство. Связь декора с формой и назначением предмета», расширен перечень изделий декоративно-прикладного искусства для ознакомления учащихся, увеличено количество произведений белорусских художников для ознакомления учащихся;
- в разделе «Практическая художественно-творческая деятельность»увеличено количество часов на изучение раздела, учебная информация об основах работы с разными художественными материалами представлена отдельным подразделом «Освоение технологических особенностей художественных техник», откорректирована тематика практических работ, расширен перечень объектов труда, исключена тема «Лепка декоративного сосуда: “Волшебная лампа Аладдина”», включена тема «Конструирование объемных игрушек на основе разверток геометрических тел: «Дед Мороз», «Снегурочка», «Мышка», «Белочка» и т.д. (цветная бумага)», откорректирован перечень материалов для выполнения практических работ.
III класс:
- в разделе«Эстетическое восприятие действительности и произведений искусства»уменьшено количество часов на изучение раздела, введена тема «Разнообразие форм и цвета в природе. Красота объектов и явлений природы в разное время года (мультимедийная презентация, экскурсия)»;
- в разделе «Практическая художественно-творческая деятельность» увеличено количество часов на изучение раздела, учебная информация об основах работы с разными художественными материалами представлена отдельным подразделом «Освоение технологических особенностей художественных техник», откорректирована тематика практических работ, расширен перечень объектов труда, уточнен перечень способов лепки, исключена тема «Лепка и роспись фигурок обобщенной формы по типу народных глиняных игрушек: «Олень — Золотые рога», «Барашек», «Лошадка»», включена тема «Приемы выполнения рельефных композиций и объемных игрушек (бумажная пластика): «Зимний пейзаж», «Разноцветная полянка», «Ежонок», «Дед Мороз», «Снегурочка», «Гармонист», «Цветочница», «Лисичка»,«Павлин», «Котенок» и др.»,   откорректирован перечень материалов для выполнения практических работ.
Важнейшую роль в формировании у учащихся представления о целостной картине мира и человека в нём, национальной самоидентификации, патриотических чувств, уважительного отношения к культуре своего и других народов, в создании условий для саморазвития, самореализации и культуротворчества играет учебный предмет «Изобразительное искусство». Культурное самовыражение является одной из общепризнанных в мире компетенций. Поэтому значительная часть образовательного процесса по изобразительному искусству отводится освоению языков пластических искусств и их закреплению в художественно-творческой деятельности. Для изобразительного искусства, как и для других предметов эстетического цикла, характерна важная особенность: ему невозможно обучать, не включая в образовательный процесс работу эмоциональной сферы учащихся. Развивать эмоциональную сферу учащихся, разговаривая с ними о прекрасном, о человеческом в человеке через произведения искусства, через диалог с автором произведения и через диалог друг с другом, – важнейшая задача учителя. Культурные традиции могут быть сохранены в том случае, если человека уже с детства будет окружать культурное пространство, наполненное красотой и смыслом. Наша задача — создавать это пространство.
Структура современного урока ИЗО выглядит  следующим образом:
1. Организационный момент.
2.Целемотивационный этап, в процессе которого предлагаются тема и техника выполнения практической части урока.
3. Актуализация знаний и умений учащихся, необходимых для изучения нового материала. Введение в тему урока через игровую ситуацию, анализ художественного произведения.
4. Изучение новой темы (продолжение знакомства с изученными видами, жанрами и техниками изобразительного искусства, а также знакомство с новыми).
5. Проверка понимания изученного.
6. Самостоятельная творческая работа учащихся по выполнению практического задания. На выполнение практической работы отводится значительная часть урока (25-30 минут). Учитель контролирует процесс, оказывает индивидуальную помощь.
7. Подведение итогов, предусматривающее выставку выполненных работ с их анализом. Итоговые вопросы, анализ и выставка работ развивает у учащихся умение оценивать усилия и результаты своих действий.
8. Рефлексия.
Требования к уроку изобразительного искусства
 – Определение места данного урока в теме, в разделе, его связь с предыдущим и последующим уроками.
 – Умение планировать цель урока и задачи обучения и развития в соответствии с требованиями программы и с учётом особенностей класса.
 – Уровень мотивации учебной деятельности учащихся на данном уроке, умение дать целевую установку, создать атмосферу заинтересованности и положительного эмоционального настроя на работу.
– Актуализация опорных знаний учащихся.
– Оптимальное соотношение в содержании урока (в соответствии с темой) работы по следующим содержательным компонентам: эстетическое восприятие действительности, эстетическое восприятие произведений искусства, практическая художественно-творческая деятельность.
– Использование разнообразных форм и методов организации учебной деятельности, проблемных творческих заданий, позволяющих раскрывать субъектный опыт учащихся, стимулировать их к высказываниям, самостоятельному выбору художественных материалов и способов выполнения художественно-творческих заданий.
 – Организация оценки учебной деятельности учащихся на содержательно-оценочной основе.
 – Использование в учебном процессе межпредметных связей, синтеза искусств, способствующих формированию представлений о целостной картине мира, развитию эмоционально-чувственной сферы учащихся.
– Включение в работу на уроке произведений белорусской национальной культуры, создание условий для знакомства с культурой родного края, местными художественными достопримечательностями.
– Рефлексия как осознание учащимися способов собственной деятельности, фиксация достигнутых результатов.
– Реализация содержания учебной темы урока изобразительного искусства на безотметочной основе обучения.
– Уровень обучающей, развивающей, воспитательной значимости содержания урока, его оригинальность.
УРеализацииобр, восп, разв. ресурсов уроков изо способствует использование игровых технологий.Предлагаю вашему вниманию серию игр, направленных на установление  дисциплины и порядка, усидчивости и внимательности. Как известно, бывает так, что или время не рассчитал до секунды, или дети устали на предыдущих уроках и никак не могут собраться слушать учителя, или звонок задержали, и тогда встает вопрос: чем удержать детей на месте?
Первая игра, которую я хочу представить вашему вниманию, это “Цветоазбука”, играть в нее можно без специальной подготовки и без специальных знаний, желательно в конце урока. Условия просты: учитель называет цвет (желательно сложный, серебристый, фиолетовый и т.д.)) и просит указать с места на предмет такого цвета. Замешкавшиеся или ошибившиеся ученики становятся “фантиками”, то есть должны или показать смешное движение или загадать загадку, спеть песенку и т.д. Все это - с места, “выскочки” штрафуются упражнениями на приседание.
Следующая игра помогает, если ученики никак не могут успокоиться перед уроком. Она называется “Красный, жёлтый, зеленый”. Учитель присваивает каждому цвету какое-либо движение: поднять руки (красный), закрыть глаза (красный), поднять одну руку (желтый), опустить обе руки (зеленый) и т.д. Обычно никто не хочет отставать от одноклассников и уже через несколько минут дети готовы приступить к уроку.
Еще одну игру я использую, когда нужно потренировать внимание: она называется “Запоминалочка”. Перед детьми на учительском столе выставляются несколько предметов из обстановки класса: чьи-то пеналы, альбомы, баночки с водой, кисточки, вазочки, и т.д. (все, что попалось под руку), дети честно отворачиваются или закрывают глаза. Нечестные игроки наказываются исключением из игры. Предметы меняются местами. По считалочке, можно, чтобы ее произнес кто-нибудь из учеников, выбирается один ученик, он должен переставить предметы, как они были. Вариант игры: убрать один или несколько предметов. Еще вариант игры: с картинами или репродукциями, развешанными на доске. Еще один вариант с компьютерной презентацией. Еще вариант: с позами учеников, выстроенных у доски. Пусть вас не смущает простота игр, дети играют в них с большим удовольствием.
Еще одна игра, тоже не предполагающая специальной подготовки“Шарады”. Суть ее проста: выбирается любой термин, обозначающий объект из области знаний об изобразительном искусстве, буквы перепутываются местами и ученики должны, подняв руку, назвать правильный вариант расстановки букв. Можно подсказать первую букву. За выкрики с места – штраф, в качестве которого ученик должен сам придумать слово-перевертыш, если его слово сразу угадают, то он выполняет задание класса, если не угадают – он садится на место как выигравший.
Вариант этой игры - “Радуга”. На доске выписываются цвета радуги (в качестве подсказки). Слово пишется мелом на доске. Слово, обозначающее объект из любой области предметного мира, должно быть не только угадано, в качестве ответа принимается цифра, иллюстрирующая количество цветов, присущих этому предмету. Например, “бкооля” (“яблоко”). Правильный ответ “3”, то есть “красный”, “желтый”, “зеленый”. Если цвет этого предмета отсутствует в радуге, то называется цифра “0”.
Самая любимая игра, “Ромашка”, в которую мы играем на уроках, вносит замечательный игровой момент в такой сложный урок, как урок повторения и обобщения материала. Вопросы должны быть продуманы заранее или сформулированы по ходу игры в зависимости от объема и характера учебного материала. Лучше, если они будут записаны на карточках, которые находятся, у учителя. Рядом рисуется ромашка, на лепестках которой написаны эти же разделы изобразительного искусства. Около одного из лепесточков (любого) ставится звездочка или палочка. От этого лепесточка производится отсчет. Пишется список учеников на доске. По очереди (друг за другом, как сидят за партами) ученики называют любые двузначные цифры. От лепестка со звездой отсчитывается названная цифра, и называется область изобразительного искусства, в которой должен показать свои знания ученик. Цифры от “1” до “8” показывают сложность вопроса. Ученик сам выбирает вопрос, на который он чувствует достаточность своих знаний для ответа. Из карточек выбирается та, которой соответствует выбранная цифра, указывающая на сложность. Если ученик не смог дать ответа на заданный вопрос, то учитель выбирает из учеников, поднявших руки, отвечающего. Если ученик ответил правильно, то цифра, указывающая на сложность вопроса, выставляется напротив его фамилии на доске как количество заработанных им баллов. Естественно, тот, кто больше наберет баллов, становится победителем в конце игры. Игра предполагает длительное время и вполне может занять собой целый урок. Если в план урока учителя не входит занимать учащихся весь урок игрой, то количество вопросов в каждой колонке сокращается то 2–3-х. Могут быть сокращены и количество колонок по желанию учителя. Конечно, и количество лепестков у ромашки тоже сокращается. Игра эта на эрудицию, выдержку и терпение. Даже в самых проблемных классах эта игра была очень хорошо воспринята, дисциплина была на хорошем уровне, и детям очень понравилось отвечать на вроде бы простые вопросы, но в ином, чем обычно контексте.
Не претендуя на авторство, я лишь приспособила известные игры для своих детей, для себя, с учетом минимума подручного материала (в большинстве случаев нужна лишь доска и мел), и предлагаю эти игры всем учителям изобразительного искусства, а при изменении изучаемого материала для игры на других уроках.
Философы говорят, что жизнь человеческая измеряется не количеством прожитых дней, месяцев, лет, а яркими, запоминающимися событиями, впечатлениями от них. Поэтому урок изобразительного искусства должен “увлечь школьников, взволновать их, а, взволновав, заставить задуматься”. Потому что, как подчеркивает Б.М. Неменский “в искусстве же получение подлинных знаний, то есть понимание без радости, без наслаждения абсолютно не реально, не достижимо”.
Дети, особенно младшие школьники, очень любят быть волшебниками; как они сами говорят, “играть в сказку”. Почему сказка любимый детьми жанр? Наверное, потому, что она несет в себе самое важное психологическое содержание, как говорят сами дети, “любовь, добро и счастье”, переходящее от одного поколения к другому и не утрачивающее со временем своего значения. Сказка дарит надежду и мечты – предощущение будущего, становится неким духовным оберегом детства.
Но как бы велико ни было значение сказки для поддержания душевного мира детей, не одна она используется в качестве терапевтического средства на уроках изобразительного искусства. Тем и хорош этот урок, что он соединяет воедино многие искусства.

Вдохновение приходит всегда,
когда человек того хочет,
но исчезает оно не всегда,
когда он этого желает.
Ш. Бодлер

 Методические рекомендации по организации образовательного процесса
по учебному предмету «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО» (в соответствии с обновленными учебными программами)

Изменения
в учебных программах
Рекомендации по организации образовательного процесса
1 класс
Раздел «Эстетическое восприятие действительности и произведений искусства»
Уменьшено количество часов на изучение раздела;
Расширена информация о видах художественных образов;
Откорректировано содержание раздела в соответствии с возрастными особенностями учащихся;
Расширен перечень изделий декоративно-прикладного искусства для ознакомления учащихся;
Увеличено количество произведений белорусских художников.
Корректировка содержания раздела учебной программы «Эстетическое восприятие действительности и произведений искусства» осуществлялась с учетом практикоориетированного подхода к обучению. В связи с этим уменьшено количество часов на изучение раздела (при обучении учебному предмету «Изобразительное искусство» приоритет должен отдаваться ознакомлению учащихся с основами изобразительной грамоты и формированию практических навыков художественной деятельности).
При реализации содержания подраздела «Эстетическое восприятие действительности» особое внимание следует обращать на восприятие объектов природы (разнообразие форм, цветовых оттенков). Немаловажное значение имеет развитие навыков осуществления сравнительного анализа формы и цвета объектов природы, которые в дальнейшем помогут учащимся при анализе произведений изобразительного и декоративно-прикладного искусства, архитектурных сооружений.
При реализации содержания подраздела «Восприятие произведений искусства» необходимо формировать представление учащихся о роли искусства в жизни человека и общества, об основах национального и мирового искусства, особенностях различных видов и жанров изобразительного искусства, их взаимосвязи.
Эстетическое восприятие действительности и произведений искусства должно осуществляться на каждом занятии, кроме тех уроков, которые отводятся на изучение основ изобразительной грамоты или программой предусматривается только практическое решение учебной изобразительной задачи (например, «Выбор положения листа бумаги в зависимости от формы и расположения изображаемых предметов. Соответствие размера изображения размеру листа бумаги. «Жираф», «Бегемот», «Крокодил», «Слон», «Ракета», «Автобус», «Дом», «Богатырь», «Красавица» и т.п.»; «Компоновка изображения на листе бумаги (в заданном формате). Взаимосвязь изображаемых объектов (фигур) в композиции. «Веселые клоуны», «Акробаты», «Дрессировщица и голуби» и т.п.»; «Декоративное обобщение форм растительного и животного мира (стилизация). Фриз: «Цветы, бабочки и птицы», «Моя Беларусь» (гуашь)» и др.).
Восприятие объектов, явлений действительности и произведений искусства, их анализ должны предшествовать выполнению практической работы: в начале занятия предполагается проведение беседы (демонстрация мультимедийной презентации), следующая его часть – практическая реализация темы (создание творческой композиции, лепка, декорирование изделий (эскиз росписи, украшения одежды и т.п.).
Количество времени, отведенное на изучение раздела «Эстетическое восприятие действительности и произведений искусства», распределяется в течение всего учебного года, в 1 классе суммарно составляет 8 часов.
При ознакомлении учащихся с содержанием раздела «Эстетическое восприятие действительности и произведений искусства» рекомендуется создавать и использовать мультимедийные презентации.
Раздел «Практическая художественно-творческая деятельность»
Увеличено количество часов на изучение раздела;
Представлена отдельным подразделом «Освоение технологических особенностей художественных техник» учебная информация по основам работы с разными художественными материалами;
Откорректирована к некоторым заданиям тематика практических работ, расширен перечень объектов труда;
Откорректирован перечень материалов для выполнения практических работ.
Корректировка содержания раздела учебной программы «Практическая художественно-творческая деятельность» осуществлялась с учетом реализации компетентностного подхода в обучении учащихся.
В процессе реализации содержания раздела «Практическая художественно-творческая деятельность» необходимо создавать оптимальные условия для приобретения учащимися опыта творческой деятельности, развития художественных способностей учащихся в области цвето- и формообразования, освоения и передачи пространственных закономерностей (линейная и световоздушная перспектива), формирования навыков лепки, декоративно-прикладной деятельности, художественного конструирования (дизайна).
Подраздел «Освоение технологических особенностей художественных техник» введен с целью акцентирования внимания на обучение приемам работы с разными художественными материалами и в разных художественных техниках. Большое значение имеет наглядный показ (демонстрация) учителем приемов работы с материалами и инструментами.
В программе предлагается несколько тем для освоения определенной учебной изобразительной задачи с целью индивидуализации художественно-творческого процесса, максимального учета интересов и запросов учащихся (например, «Передача в рисунке характерных особенностей строения деревьев (форма, конструкция). Рисование на основе наблюдений: «Зимний лес», «Волшебные деревья», «Могучий дуб», «Стройная березка» и т.п.» (гелевая ручка с черными чернилами, фломастер)). Темы являются примерными, учитель может корректировать их по собственному усмотрению. В отдельных случаях допускается свободный выбор учащимися техники выполнения композиции, если это не противоречит поставленной учебной задаче.
Для расширения представлений обучающихся о специфике создания художественного образа и осуществления анализа учебных достижений учащихся в разных видах творческой деятельности некоторые темы 1 класса повторяются во 2-4 классах.
Практическая художественно-творческая деятельность взаимосвязана с восприятием и анализом произведений искусства, наблюдениями учащихся за объектами и явлениями природы (через экскурсии и демонстрацию мультимедийных презентаций, репродукций художественных произведений и фотоснимков). Наброски и зарисовки, выполненные во время экскурсий на природу и просмотра мультимедийных презентаций, могут служить основой для решения художественного образа при создании учащимися творческих композиций.
Количество часов, отведенных на изучение учебного содержания раздела «Практическая художественно-творческая деятельность», распределяется в течение всего учебного года, в 1 классе суммарно составляет 52 учебных часа.
На одном уроке для реализации цели и задач учебного предмета «Изобразительное искусство» целесообразно объединять учебное содержание двух разделов программы.
2 класс
Раздел «Эстетическое восприятие действительности
и произведений искусства»
Уменьшено количество часов на изучение раздела;
Откорректировано содержание раздела в соответствии с возрастными особенностями учащихся;
Введена тема «Декоративно-прикладное искусство. Связь декора с формой и назначением предмета», расширен перечень изделий декоративно-прикладного искусства для ознакомления учащихся;
Увеличено количество произведений белорусских художников для ознакомления учащихся;

Корректировка содержания раздела программы «Эстетическое восприятие действительности и произведений искусства» обусловлена положениями практико-ориентированного подхода к освоению учебного предмета. В связи с этим уменьшено количество часов на изучение раздела (приоритет должен отдаваться ознакомлению учащихся с основами изобразительной грамоты и формированию практических навыков художественной деятельности).
При реализации содержания подраздела «Эстетическое восприятие действительности» особое внимание следует обращать на форму и цветовые сочетания в окраске объектов природы, красоту природы в разное время года (через видеоэкскурсии, мультимедийные презентации), формирование умений анализировать формы и цвета объектов природы.
При реализации содержания подраздела «Восприятие произведений искусства» необходимо расширять представление учащихся об особенностях различных видов и жанров изобразительного искусства, их взаимосвязи, формировать умения анализировать произведения искусства, вычленять систему выразительных средств.
Эстетическое восприятие действительности и произведений искусства должно осуществляться на каждом занятии, кроме тех уроков, где предусматривается практическое решение учебной изобразительной задачи (например, «Выбор положения листа бумаги в зависимости от содержания композиции, размеров изображаемых объектов, пластического решения образов. Гармоничное заполнение поверхности листа бумаги изображениями; выделение композиционного центра: поезд, подъемный кран, жираф, крокодил, белочка, еж (художественный материал по выбору учителя)», «Особенности выполнения рельефной композиции: «Аленький цветочек», «Папараць-кветка», «Новый год в лесу», «В заповеднике»   (бумажная пластика) и др.).
Восприятие объектов, явлений действительности и произведений искусства, их анализ должны предшествовать выполнению практической работы.
Количество времени, отведенное на изучение раздела «Эстетическое восприятие действительности и произведений искусства», распределяется в течение всего учебного года, во 2 классе суммарно составляет 4 часа.
При ознакомлении учащихся с содержанием раздела «Эстетическое восприятие действительности и произведений искусства» целесообразно использовать мультимедийные презентации
Раздел «Практическая художественно-творческая деятельность»
Увеличено количество часов на изучение раздела;
Представлена отдельным подразделом «Освоение технологических особенностей художественных техник» учебная информация по основам работы с разными художественными материалами;
Откорректирована к некоторым заданиям тематика практических работ, расширен перечень объектов труда;
Исключена тема «Лепка декоративного сосуда: “Волшебная лампа Аладдина”»;
Включена тема по дизайну «Конструирование объемных игрушек на основе разверток геометрических тел: «Дед Мороз», «Снегурочка», «Мышка», «Белочка» и т. д. (цветная бумага)»;
Откорректирован перечень материалов для выполнения практических работ.
Корректировка содержания раздела учебной программы «Практическая художественно-творческая деятельность» осуществлялась с учетом реализации компетентностного подхода в обучении учащихся.
В процессе реализации содержания раздела «Практическая художественно-творческая деятельность» необходимо создавать оптимальные условия для приобретения учащимися опыта творческой деятельности и развития художественно-творческих способностей учащихся.
В программе предлагается несколько тем для освоения определенной учебной изобразительной задачи с целью индивидуализации художественно-творческого процесса, максимального учета интересов и запросов учащихся (например, «Использование цвета в соответствии с эмоциональным содержанием образов (радостный и печальный, спокойный и напряженный): «Самый веселый клоун», «Печальный Пьеро», «Пасмурно», «Гроза надвигается», «Солнечный денек»», «Соотношение двух предметов по массе и размеру, композиционная взаимосвязь изображаемых объектов: «Слон и слоненок», «Собака и щенок», «Белка с бельчатами», «Кот в сапогах и Людоед», «Белоснежка и гномы»», «Декоративное обобщение растительных и животных форм. Вырезание симметричных элементов без предварительной прорисовки контура: «Цветы и бабочки», «Разноцветная полянка»» и др.). Темы являются примерными, учитель может корректировать их по собственному усмотрению. В отдельных случаях допускается свободный выбор учащимися техники выполнения композиции, если это не противоречит поставленной учебной задаче.
Для расширения представлений обучающихся о специфике создания художественного образа и осуществления анализа учебных достижений учащихся в разных видах творческой деятельности некоторые темы 2 класса повторяются в 1 и 3 классах (например, 1 класс: «Лепка рельефа: «Рыбка», «Натюрморт», «Декоративный букет»» и 3 класс: «Лепка рельефа: птицы, рыбы, (пластическая связь элементов, передача движения, соотношение масс)»;
1 класс: «Приемы выполнения рельефной композиции из бумаги «Новый год в лесу», «В тридевятом царстве»» и 2 класс: «Особенности выполнения рельефной композиции: «Аленький цветочек», «Папараць-кветка», «Новый год в лесу», «В заповеднике» и др. (бумажная пластика)»;
2 класс: «Конструирование объемных игрушек на основе разверток геометрических тел: «Дед Мороз», «Снегурочка», «Мышка», «Белочка» и т. д. (цветная бумага)» и 3 класс: «Приемы выполнения объемных игрушек (бумажная пластика): «Ежонок», «Дед Мороз», «Снегурочка», «Гармонист», «Цветочница», «Крыска Лариска», «Лисичка», «Павлин», «Котенок»»).
Практическая художественно-творческая деятельность взаимосвязана с восприятием и анализом произведений искусства, наблюдениями учащихся за объектами и явлениями природы (через экскурсии и демонстрацию мультимедийных презентаций, репродукций художественных произведений и фотоснимков). Количество времени, отведенное на изучение учебного содержания раздела «Практическая художественно-творческая деятельность», распределяется в течение всего учебного года, во 2 классе суммарно составляет 30 учебных часов.
3 класс
Раздел «Эстетическое восприятие действительности
и произведений искусства»
Уменьшено количество часов на изучение раздела;
Откорректировано содержание раздела в соответствии с возрастными особенностями учащихся;
Введена тема «Разнообразие форм и цвета в природе. Красота объектов и явлений природы в разное время года (мультимедийная презентация, экскурсия)»

При реализации содержания подраздела «Эстетическое восприятие действительности» особое внимание следует обращать на форму и оттенки цвета в окраске объектов природы, красоту природы в разное время года (через видеоэкскурсии, мультимедийные презентации), формирование умений анализировать формы и цвета объектов природы.
При реализации содержания подраздела «Восприятие произведений искусства» необходимо расширять представление учащихся об особенностях различных видов и жанров изобразительного искусства, их выразительных средствах, формировать умения анализировать произведений искусства.
Эстетическое восприятие действительности и произведений искусства должно осуществляться на каждом занятии, кроме тех уроков, где предусматривается практическое решение учебной изобразительной задачи (например, «Использование формата нетрадиционных пропорций для создания композиции: «Новогодняя елка», «Зимние забавы» «Дома на нашей улице», «Весенний луг»», «Использование светлых и темных оттенков цвета при создании реалистическихй, декоративныхй, фантазийных и абстрактных композиций: «Радуга», «Салют», «Огни», «Праздничный город», «Сказочный замок»», «Передача динамики при лепке человека, животного: «Бегущий человек», «Скачущая лошадь» (лепка конструктивным или комбинированным способами)» и др.).
Восприятие объектов, явлений действительности и произведений искусства, их анализ должны предшествовать выполнению практической работы.
Количество времени, отведенное на изучение раздела «Эстетическое восприятие действительности и произведений искусства», распределяется в течение всего учебного года, в 3 классе суммарно составляет 5 часов.
При ознакомлении учащихся с содержанием раздела «Эстетическое восприятие действительности и произведений искусства» рекомендуется использовать мультимедийные презентации.
Раздел «Практическая художественно-творческая деятельность»
Увеличено количество часов на изучение раздела;
Представлена отдельным подразделом «Освоение технологических особенностей художественных техник» учебная информация по основам работы с разными художественными материалами;
Уточнены формулировки учебных задач к некоторым темам практических работ;
Откорректирована к некоторым заданиям тематика практических работ, расширен перечень объектов труда;
Уточнен перечень способов лепки;
Исключена тема «Лепка и роспись фигурок обобщенной формы по типу народных глиняных игрушек: «Олень — Золотые рога», «Барашек», «Лошадка»»;
Включена тема по дизайну «Приемы выполнения рельефных композиций и объемных игрушек (бумажная пластика): «Зимний пейзаж», «Разноцветная полянка», «Ежонок», «Дед Мороз», «Снегурочка», «Гармонист», «Цветочница», «Крыска Лариска», «Лисичка», «Павлин», «Котенок» и др.
Откорректирован перечень материалов для выполнения практических работ.
В процессе реализации содержания раздела «Практическая художественно-творческая деятельность» необходимо создавать оптимальные условия для приобретения учащимися опыта творческой деятельности и развития художественно-творческих способностей учащихся.
В программе для 3 класса, как и для 1 и 2 классов предлагается несколько тем для освоения определенной учебной изобразительной задачи с целью индивидуализации художественно-творческого процесса, максимального учета интересов и запросов учащихся. Темы являются примерными, учитель может корректировать их по собственному усмотрению. В отдельных случаях допускается свободный выбор учащимися техники выполнения композиции, если это не противоречит поставленной учебной задаче.
Учебное содержание раздела программы дополнено темой: «Приемы выполнения рельефных композиций и объемных игрушек (бумажная пластика): «Зимний пейзаж», «Разноцветная полянка», «Ежонок», «Дед Мороз», «Снегурочка», «Гармонист», «Цветочница», «Крыска Лариска», «Лисичка», «Павлин», «Котенок»». С особенностями выполнения рельефных композиций и объемных игрушек обучающиеся уже знакомились в 1 и 2 классах.
По данной теме учебный материал представлен в учебных изданиях:
Шкуратова, М.А. Изобразительное искусство: учеб. пособие для 3 кл. учреждений общего среднего образования с рус. яз. обучения / М. А. Шкуратова, Ю.А. Лукашевич. – Минск : Адукацыя і выхаванне, 2015. – 176 с.:  ил.;
Шкуратова, М. А. Изобразительное искусство в III классе: учеб.-метод. пособие для учителей общеобразовательных учреждений с белорусским и русским языками обучения / М. А. Шкуратова, Ю. А. Лукашевич. – Минск : Нац. ин-т образования, 2015. – 102 с.
Практическая художественно-творческая деятельность взаимосвязана с восприятием и анализом произведений искусства, наблюдениями учащихся за объектами и явлениями природы (через экскурсии и демонстрацию мультимедийных презентаций, репродукций художественных произведений и фотоснимков).
Количество времени, отведенное на изучение раздела «Практическая художественно-творческая деятельность», распределяется в течение всего учебного года, в 3 классе суммарно составляет 30 учебных часов.












Комментариев нет:

Отправить комментарий